Программа для управляющих компаний ЖКХ

Виды потребителей коммунальных услуг

И один из важнейших вопросов, который затрагивается при получении, производстве платежей за коммунальные услуги - это конечно взыскания различные и возможные судебные иски, которые могут быть. При этом законодательно возложив обязанности на ресурсоснабжающие организации принимать платежи напрямую, часть этих исков теперь может быть, часть претензий от потребителей может быть адресовано и ресурсоснабжающим организациям. В части перерасчета, в части перерасчета за некачественные коммунальные услуги, увеличение оплаты или каких то иных претензий со стороны потребителей. Хочу сразу сказать, что должники это сразу же как следствие неоплата поставленных коммунальных ресурсов в полном объеме как это выставлено. Соответственно если гражданин оплачивает полностью, то здесь никаких вопросов не возникает, если он оплачивает не полностью и при этом никакого соглашения между управляющей компанией, ресурсоснабжающей организацией и этим должником нет о том, как производится погашение долга, то вы имеете право ссылаться на статью 319 гражданского кодекса, в которой указано, что если произведенный платеж недостаточен для погашения долга, то при отсутствии иного соглашения сумма, поступившая, сначала распределяется на погашение издержек кредитора по получению исполнения, затем проценты погашаются, а оставшаяся часть сумму долга. При этом я бы хотела отметить, что здесь говорится о соглашении сторон которое, может быть, может установить иные условия очередности погашения. Если потребитель гражданин пишет письмо исполнителю, ресурсоснабжающей организации что он оплачивает коммунальную услугу в такой то части, то это не является соглашением. А единолично по своему желанию он не имеет право установить очередность погашения, только взаимное соглашение. Поэтому если платеж производится не полностью, то вы действуете в соответствии со статьей 319 гражданского кодекса, сначала издержки по получению исполнения, потом проценты, потом оставшаяся сумма долга. Вообще существует три вида собственности, соответственно три вида потребителя. Условно говоря, можно разделить их это:

  • Физические лица
  • Юридические лица
  • Государство

С государством ресурсоснабжающие организации и исполнители имеют дело только тогда, когда в многоквартирном доме есть государственные квартиры, в которых проживают наниматели. И вот в каждом из этих видов, так скажем, собственников есть определенные свои условия. Если это граждане то при рассмотрении претензий, вопросов обычно возникает несколько оснований для проблем. С собственниками – физическими лицами это, прежде всего, несогласие с ценами и тарифами, хотя больше это распространяется на, больше это относится к управляющим организациям, которые наряду с коммунальными услугами выставляют еще также платежи и на обслуживание, содержание общего имущества, на какие то эксплуатационные, административные расходы. И в данном случае упор делается на решение общего собрания, которым устанавливается порядок рассмотрения, порядок установления данных тарифов. Следующие основания при рассмотрении о взыскании задолженности именно с физических лиц, такое не основание, а я бы сказала актуальный момент, возникающий всегда при рассмотрении таких исков в суде это запрашивание огромного количества документов. Управляющие компании, которые общались уже с потребителями, я уже не говорю о ТСЖ, ЖСК они конечно с этим уже очень часто встречались. Я думаю что эта ситуация будет и дальше продолжаться при предъявлении требований потребителя к ресурсоснабжающим организациям, когда в суде при взыскании долга, пусть даже по каким то элементарным вопросам, по тем же самым коммунальным услугам, где казалось бы в принципе все ясно, запрашивается неимоверное количество документов, начиная от договоров вплоть до выставления платежных документов, каких то внутренних документов, которыми рассчитывались данные суммы. И в данном случае конечно нужно не позволять запутывать так скажем суд и вторую сторону исполнителя, возможно ресурсоснабжающую организацию в будущем, и апеллировать к тому что все эти документы они в общем то выходят всегда за рамки исковых требований и при взыскании задолженности не являются теми документами, которые необходимо испрашивать. Основное обстоятельство, которым апеллируют всегда в судах как собственники – физические лица, так и собственники – юридические лица, это отсутствие договоров. При этом договор может быть заключен как в письменной форме, так и в устной форме. Если собственник не заключает договор, не подписывает его, но при этом принимает коммунальные услуги, пользуется ими, но не оплачивает их, мы можем говорить о том, что он совершил определенные конгрудентные действия, которые свидетельствуют о намерении и согласии его заключить договор. Об этом, кстати, говорится в статье 158 гражданского кодекса и в п.7 правил предоставления коммунальных услуг № 354. То есть если лицо совершило конгрудентное действие, то считается, что оно заключило договор. Конгрудентные действия это те которые направлены на волеизъявление так скажем молчаливое второй стороной. Вот если собственник принимает коммунальные услуги и не отказывается от них даже если его что то не устраивает и он пишет письма, но при этом он не просит отключить эту коммунальную услугу, считается что он принимает данный вид коммунальных услуг, должен его оплачивать соответственно. Если он не оплачивает или оплачивает частично, это является не фактом, который свидетельствует об отказе собственника от получения данной услуги, это является фактом, который свидетельствует о невыполнении обязанностей по оплате предоставленной коммунальной услуги. Потому что опять повторю, если договор не заключен, но собственник принимает эту коммунальную услугу и предоставил письменное заявление о том, что он отказывается от получения данной коммунальной услуги и просит ее ни в каком виде ее больше не предоставлять в его помещение, то соответственно считается что он принял эти коммунальные услуги и ими пользуется и должен оплачивать. Поэтому наличие или отсутствие договоров в принципе не влияет на то, должен оплачивать собственник или не должен оплачивать собственник коммунальную услугу, если он ей пользуется, то он ее оплачивает. И, кстати говоря, по этому поводу вы можете посмотреть, судебная практика вообще достаточно богата, и совершенно четко и однозначно указано в ней то, что договор, наличие подписанного договора не является камнем преткновения для оплаты или не оплаты. По этому поводу вы можете посмотреть постановление ФАС Уральского округа от 26.05.10 № Ф09-4020/10-С5 по делу № А50-26525/2010.

Что касается собственников – юридических лиц. С юридическими лицами бывает в принципе конечно сложнее, потому что очень многие юридические лица ссылаются на то, что жилищный кодекс предусматривает условия предоставления коммунальных услуг и оплаты исключительно для собственников жилых помещений, также как собственно правила предоставления коммунальных услуг. И на этом основании пытаются, возникают различные споры с исполнителями. Я думаю, что с ресурсоснабжающим организациями таких споров будет гораздо меньше. Но основные моменты я бы хотела выделить:

  • Прежде всего, это опять же отсутствие договора управления или договора на предоставления коммунальной услуги. Но вот по этому поводу я собственно сказала.
  • Второй момент, с какого момента должен быть заключен договор. Что касается юридического лица, то договор должен быть заключен исключительно с момента приобретения права собственности. И по этому поводу можно посмотреть постановление ФАС Московского округа от 08.09.11 по делу № А40-147523/10-15-1211.
  • И момент, который будет любопытен для управляющих компаний, и в принцип ни при каких условиях на данный момент не любопытен для ресурсоснабжающих организаций, потому что напрямую в ресурсоснабжающую организацию мы платим только за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги, которые идут на общедомовые нужды, идет через исполнителя, ресурсоснабжающие организации эту плату не принимают и это четко совершенно сказано в отношении ресурсоснабжающих организаций в правилах предоставления коммунальных услуг и главное в жилищном кодексе. Поэтому это важно исключительно для исполнителя, управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК, когда собственники – юр.лица апеллируют к тому что имеют собственный отдельный вход и выход, поэтому не используют общее имущество, и соответственно не должны платить за него. Так вот в данном случае, это тоже можно посмотреть по этому поводу вот то постановление ФАС Московского округа, на которое я сослалась. Суд однозначно тут говорит о том, что не использование общего имущества не влияет, не является основанием для того, чтобы собственник не оплачивал расходы на содержание общего имущества и соответственно коммунальные услуги, идущие на общее имущество дома. И я считаю, что это совершенно логично и совершенно законно и правильно почему, потому что если бы это было правильно, многие собственники могли бы отказываться оплачивать любое другое содержание общедомового имущества. Допустим, собственники первых этажей отказывались бы оплачивать там содержание крыши, потому что на них не капает, хотя это общее имущество.

Что касается государства. Когда наниматель не платит или не полностью оплачивает долг. Что здесь самое главное. Прежде всего, имейте ввиду, что в законодательстве у нас установлено, по оплате коммунальной услуги установлена презумпция прямой оплаты нанимателями. Обратите внимание на статью 678 гражданского кодекса. И также жилищный кодекс тоже говорит о том, что сначала взыскивается задолженность по оплате коммунальных услуг с нанимателей, и в недостающей части эти суммы погашаются собственником государством. Так вот, исходя из судебно практики, нужно в договорах с исполнителями (это для ресурсоснабжающих организаций), исполнителям в договорах с потребителями предусмотреть, в данном случае с собственником - государством, предусмотреть возможность предъявления искового заявления о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, иных услуг, сразу ж к собственнику, минуя нанимателя. Почему, потому что, опять же повторюсь, с нанимателей конечных потребителей взыскать денежные средства гораздо труднее и гораздо дольше по времени, это повлечет очень большие временные затраты на рассмотрение дела в суде. Что касается взыскания любых долгов с организаций, с собственника государства, это имеет целью получение все-таки денежных средств, это гораздо более эффективно. И по этому поводу вы можете посмотреть постановление ФАС Восточно-сибирского округа от 16.02.2011 по делу № А33-2786/2010. И аналогичные выводы содержатся в достаточно большой судебно практике и вот одно из последних дел, это постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.07.11 по делу № А53-21471/2010. Очень важен момент, с какого момента возникает оплата у собственника – государства за квартиры. Вот если мы говорим о собственниках юридических лицах, то мы имеем ввиду, что оплата за коммунальные услуги, за содержание общего имущества, собственник – юридические лица должны платить с момента приобретения права собственности, то есть с момента того, какой у него значится в свидетельстве о прав собственности. Если мы говорим о собственнике – государстве, то с момента фактической передачи имущества, и поэтому поводу вы можете посмотреть постановление ФАС Московского округа от 29.04.10 № КГ-А41/3510-10 по делу № А41-11351/09, и более новое, в котором содержится аналогичные выводы это постановление ФАС Уральского округа от 16.02.2011 №Ф09-199/11-С5 по делу № А76-36741/2009-21-1144/347/65-408.

Работа с должниками при помощи Сайта ЖКХ, личный кабинет жильца, ввод показаний счетчиков на сайте.

 

 

 

Вернуться к статьям

Вернуться на главную