Программа для управляющих компаний ЖКХ

Федеральный закон о защите прав юридических лиц

Вопросы проведения проверки они урегулированы ФЗ «о защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении проверок государственными контролирующими органами». Привлечение к административной ответственности, значение административного наказания, я думаю, все из вас знают, у нас регламентируется административным кодексом. И вот здесь вот есть один момент, который является таким диссонансным. По закону «о защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при проведении проверок» по окончанию проверки проверяющий составляет акт проверки, в котором фиксируется соответственно, что проверено и какие нарушения зафиксированы, что они всегда и делают. А после этого составляется протокол об административном правонарушении, дальше процедура административная. Если мы посмотрим в административный кодекс, то мы увидим, что при обнаружении правонарушения сразу же должен составляться протокол об административном правонарушении, ни акт, ни какой-либо иной документ, а именно протокол об административном правонарушении. Составление протокола может быть отсрочено, но не более чем на 2 дня, если необходимы дополнительные сведения. Но, как правило, у проверяющих все сведения уже присутствуют. И, кстати говоря, вот таким вот порядком предоставления документов грешат в основном налоговые органы, которые проводят проверку, составляют акт, а потом уже выносят протокол и через какой-то период постановление об административном правонарушении. И вот это является одним из оснований, которое вы должны всегда помнить, чтобы при дальнейшем обжаловании постановлении назначении административного наказания вы могли ссылаться как на нарушение процесса привлечения к административной ответственности. Всегда имейте в виду, что в организации должен быть журнал проведения проверок, потому что отсутствие журнала, за дополнительные обстоятельства проверяющие органы всегда могут также привлечь к административной ответственности. Поэтому журнал, в котором отмечается, кто проводил проверку, когда проводилась проверка, на предмет какой проводилась проверка, результаты и подписи соответственно проверяющего органа должен быть. Соответственно после проведения проверки, которая заканчивается как я сказала актом, но в идеальном варианте как того требует административный кодекс должен быть протокол об административном правонарушении. Этот протокол составляется в двух экземплярах, и один экземпляр под расписку вручается стороне, которая привлекается к административной ответственности. В данном протоколе должно быть очень четко указано кто привлекается. Причем должно быть указано полное наименование, правильное наименование, указаны, поскольку это юридические лица, ИНН, ОГРН, если привлекается руководитель, то его паспортные данные, место регистрации, обязательно должны быть описаны состав правонарушения, по которому привлекается лицо к административной ответственности. В протоколе, также как и в последствии в постановлении об административном правонарушении в обязательном порядке должно быть указано, что лицо привлекаемое к административной ответственности, ознакомлено с правами предусмотренными административным кодексом в процессе привлечения к административной ответственности. Должна стоять подпись представителя юридического лица или самого лица, если он сам представляет свои обязательства, если, допустим, привлекается к ответственности должностное лицо. Это очень важный момент также процессуальный, потому что если вы в дальнейшем будете оспаривать постановление о привлечении к административной ответственности, суды проверяют этот факт, и если такого указания нет, то это считается уже очень грубым нарушением процессуального законодательства и постановление об административном правонарушении можно отменить, даже если в принципе оно было законным, поскольку это процессуальное нарушение. Любой документ можно оспорить либо по нарушению норм материального права, то есть когда неправильно применены статьи, допустим, закона, и по процессуальным нарушениям, когда совершались грубые нарушения в процессе рассмотрения дела и в процессе привлечения к ответственности. Вот отсутствие подписи о правах, которые имеет привлекаемое лицо в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении, оно является грубым. У меня, например, в практике было дело, когда я оспаривала действия судебного пристава-исполнителя. Суть заключалась в том, что пристав пыталась выселить из помещения третье лицо. Изначально там был договор между администрацией региона и коммерческим лицом, договор аренды, и заключен договор субаренды с третьим лицом. Договор аренды был расторгнут, но третье лицо занимало спорное помещение, принадлежащее администрации. И администрация заявила в арбитражный суд иск о выселении своего арендатора, с которым договор расторгнут. Суд эти требования удовлетворил, и судебные приставы пришли в это помещение выселять конкретное там ООО «Ромашка», а в этом помещении сидело третье лицо, совершенно другое не ООО «Ромашка». И оно естественно, поскольку в исполнительном документе совершенно иное содержалось, не относящееся к этому третьему лицу , только к ООО «Ромашка», письмо о том что эта организация здесь в этом помещении не находится, имущества нет, и пристав оштрафовала третье лицо за неповиновение законному требованию судебного пристава. Это постановление привлечения к административной ответственности мы обжаловали. И в частности ссылались на некие несоответствия, которые были указаны в постановлении, в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности. И судья когда выносил решение, удовлетворяя наши требования и признавая привлечение к административной ответственности в данном случае незаконным, она сослалась на то, что нет указания о том, что привлекаемое лицо было уведомлено о своих правах в процессе рассмотрения дела и, соответственно, является нарушением процессуального законодательства и отменила штраф, и отменила постановление. Таким образом вот это вот очень важный момент. На полученный протокол об административном правонарушении вы можете написать объяснение. Но в данном случае я вам советую исходить из своих конкретных обстоятельств. Если вы видите что писать какие-либо объяснения совершенно безрезультатно, вы это понимаете, просто в своих объяснениях вы же будете давать свою оценку и свой анализ и обзор законодательства, и соответственно, таким образом, вы будете раскрывать перед второй стороной свою позицию по делу, и она будет с ней уже знакома, что в суде сыграет ей на руку. Соответственно можно указать, что, буквально в нескольких словах, с протоколом не согласны, считаю, что основания к административной ответственности отсутствуют, чтобы хотя бы выявить позицию несогласия. Но при этом, выразили вы свое согласие или не выразили вы свое несогласие с протоколом и при этом получили протокол, это не отменяет и не отнимает у вас возможности производить в дальнейшем обжалование этих документов при рассмотрении административного дела. И так же с постановлением. Постановление о привлечении к административной ответственности должно вручаться привлекаемому лицу под расписку. Либо отправляется по почте и с момента получения в течении 10 дней его можно обжаловать в вышестоящую инстанцию или в суд. Я обычно в вышестоящую инстанцию никогда не пишу жалобы, потому что, по моему глубокому убеждению, это является бессмысленной тратой времени. Я считаю, что нижестоящие органы и их должностные лица они в принципе они в принципе выносят то решение, и привлекают к административной ответственности с теми требованиями, которые у них внутренними приказами, внутренними какими то условиями, они установлены. И в государственных органах должностные лица, которые приходят проводить проверку они не будет действовать от себя исключительно, в налоговых тоже самое органах. Поэтому в принципе конечно если вы не хотите идти в суд, то есть возможность конечно сначала обжаловать вышестоящему должностному лицу. Если вам уже все равно и дело достаточно принципиальное или, например, штраф достаточно большой и невозможно с ним смириться, то вы имеете право обращаться в суд по подведомственности в зависимости от того, какое у вас дело, и в зависимости от того, чье постановление о привлечении к административной ответственности вы обжалуете. Поэтому вот лично я всегда жалуюсь в арбитражный суд. При этом вы должны подходить к процессу всегда творчески. И если у вас например привлекается к ответственности должностное лицо в виде генерального директора или какого-то еще лица, управляющего и так далее, смотрите на возможность обращения в суд и об отмене данного постановления не только от лица которое привлекается, но и от самой организации. Потому что иногда это бывает основанием к тому, чтобы выиграть дело. Например, в приведенном выше примере, по поводу судебных приставов, у меня привлекался к административной ответственности именно генеральный директор за неповиновение требованиям судебного пристава. И я подавала от лица директора жалобу о признании постановления не законным и направила это в районный суд по месту нахождения пристава и отправила в арбитражный суд жалобу о признании писем, которые явились потом основанием к вынесению постановления, от лица организации о признании тех поручений писем незаконными. И у меня, когда рассматривалось дело данном случае административное, районный суд поскольку вы же будете, если в данном случае вы жалуетесь на пристава, рассматривает практически один районный cуд, с которыми будем говорить уже отработанная практика, допустим в данном случае у приставов, также как и в других органах государственных. И у меня откладывалось дело до вынесения решения арбитражного суда. Поскольку арбитражный суд признал эти поручения недействительными, это явилось одним из оснований, таких железобетонных, для отмены постановления о привлечении к административной ответственности в районном суде. Поэтому, в принципе, при привлечении к ответственности административной нужно подходить достаточно творчески и пытаться выяснить для себя и придумать какие-то возможные интересные ходы для того чтобы выиграть дело. Никогда нельзя сразу, если вы уж решили обжаловать, то никогда нельзя сдаваться и нужно идти, конечно, до последнего. Так вот, когда вы составляете жалобу на постановление об административном правонарушении, вы всегда смотрите, во-первых, на составление этого постановления и смотрите, грубо говоря, к чему бы придраться, насколько полно и правильно написаны сведения о правонарушителе, насколько полно и правильно написаны сведения о событии правонарушения, о том, как проводилась проверка, что выявлено, когда выявлено, какие сроки. Чтобы обстоятельства были написаны правильно и без каких-либо ошибок. Если вы встречаете какие-то ошибки в тексте то их нужно именовать именно как ошибки, не опечатки, не описки, а именно ошибки, которые приводят к тому, что нельзя однозначно и четко сказать, кто привлекается административной ответственности, за какой проступок, в зависимости от того, что вы нашли. Второй момент при обжаловании как я уже сказала это момент процессуальных нарушений. Если, например, не уведомлялся правонарушитель, то есть привлекаемый к административной ответственности о рассмотрении дела. Это тоже очень важно. При этом уведомить же о рассмотрении дела можно накануне, а можно за тот срок, который позволяет подготовиться к процессу. И на это тоже нужно обязательно упирать свое внимание. Так же при рассмотрении процессуальных моментов, опять же повторюсь, уведомление привлекаемого о его правах в процессе рассмотрения дела. Если вам не предоставлялась, допустим, возможность ознакомиться с материалами дела, привлечь защитника при рассмотрении дела, к этому также можно апеллировать, но апеллировать уже не в тот момент когда составлен протокол и затем постановление, а уже после того как вы получили постановление об административном правонарушении и составляете жалобу либо в вышестоящую инстанцию, либо в судебные органы для обжалования. И все вот эти моменты я бы оставила исключительно для именно обжалований. Потому что если вы заявите это раньше, тога у государственных органов, которые привлекают вас к административной ответственности будет возможность все исправить и соответственно правильным образом составить постановление о привлечении к административной ответственности, которое уже невозможно будет оспорить, ну или очень и очень сложно. При оспаривании постановления, когда вы обращаетесь в суд, обратите внимание, уже при вынесении решения, допустим, судом, чтобы в этом решении было также указано все важные сведения правильно. У меня в практике было дело, когда у меня в отношении одного человека было вынесено два постановления о привлечении к административной ответственности, и при обжаловании, которое я подавала путем подачи двух различных жалоб, они попали к разным судьям. И эти судьи в одном суде были подругами, поэтому, когда одна судья приняла определенное решение, то вторая судья через некоторое время приняла аналогично такое же решение, да оно было в нашу пользу, но вторая судья просто списала решение суда с первой и в принципе оставила все те же сведения, которые были в предыдущем решении и соответственно статьи там были указаны неправильно, по которым должностное лицо привлекалось к ответственности. Вот такой курьезный случай. Но вот я в данном случае подавала просто жалобу и просила уже вышестоящую судебную инстанцию рассмотреть дело и устранить данные описки в решении и соответственно не изменять принятое решение. Но по второму делу у меня было решение возвращено обратно на новое рассмотрение. В данном случае можно также делать если вы заметили какие то описки, опечатки, что то недописанное было или неправильно написано, вы можете обратиться с жалобой к самому судье с просьбой вынести определение и уточнение вынесенного решения, чтобы это дело не затягивалось при рассмотрении и вот как у меня получилось не пошло с начала с определенной затратой времени в вышестоящую судебную инстанцию, а затем возвратилось обратно, а еще и там рассматривалось, а потом вторая сторона у меня имела возможность еще раз это обжаловать. Просто по времени это получилось достаточно долго. И судья имеет право вынести определение об уточнении своего решения и устранить указанные там описки, недостатки, опечатки, и так далее. Это существенно сократит вам срок. При этом обязательно имейте ввиду что если в суде у вас судья выносит какие-то ходатайства, принимает какие то решения, которые затягивают рассмотрение дела или наоборот не принимает их, у вас есть возможность подавать частные жалобы на решения судьи, которые затягивают рассмотрение дела, и вы имеете право подавать частные жалобы, даже еще не дожидаясь решения суда. Но вот чуть подробнее я об этом скажу, когда буду рассказывать о судебной практике по взысканию задолженности, поскольку это тоже сейчас тоже уже актуальный момент и для ресурсоснабжающих организаций, а не только для исполнителей, в лице управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Программа для управляющих компаний ЖКХ, ТСЖ и ЖСК в соответствии с Постановлением Правительства №354.

 

 

 

Вернуться к статьям

Вернуться на главную